СТРОБОСКОП Автомобильный СТБ 04.01 «ЛУЧ - К»
Руководство по эксплуатации
Посмотреть, сколько это стоит в нашем магазине >>>
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Автомобильный стробоскоп СТБ 04.01 «Луч-К» предназначен для проверки и регулировки начального угла опережения зажигания, а также для проверки работоспособности центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания автомобильных карбюраторных двигателей.
1.2. Оригинальная, удобная форма стробоскопа, несомненно, представит большой интерес для автомобилиста. В стробоскопе применена специальная лампа, позволяющая провести регулировку с безопасного расстояния, срок службы которой – 7 млн. вспышек при большой силе света.
1.3. Приобретение стробоскопа, не требующего специального ухода в процессе эксплуатации, упростит обслуживание системы зажигания вашего автомобиля.
1.4. Необходимо внимательно прочесть описание и руководствоваться им при работе со стробоскопом.
1.5. При покупке стробоскопа необходимо проверить сохранность пломб, его комплектность и убедиться, что в гарантийном талоне проставлены: штамп магазина, подпись продавца и дата продажи.
1.6. Стробоскоп работает с любыми системами зажигания.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
2.1. Источник питания – бортовая электросеть автомобиля с номинальным напряжением 12 В или внешний источник постоянного тока напряжением 12…15 В и током нагрузки не менее 1,5 А.
2.2. Потребляемая мощность не более 10 Вт.
2.3. Верхний предел частоты следования световых импульсов 50 Гц, что соответствует скорости вращения коленчатого вала четырёхцилиндрового двигателя 6000 об/мин.
2.4. Режим работы повторно-кратковременный:
10 минут – работа, 10 минут – пауза.
2.5. Наработка стробоскопа в повторно-кратковременном режиме не менее 50 часов.
2.6. Стробоскоп обеспечивает наблюдение за контрольными метками двигателя автомобиля с расстояния не менее 500 мм. при отсутствии прямых солнечных лучей. Допускается задержка зажигания лампы до 30 сек., что не является браковочным признаком.
2.7. Стробоскоп предназначен для эксплуатации при температуре окружающего воздуха от минус 10 до плюс 40?С.
2.8. Масса стробоскопа не более 0,7 кг.
2.9. Габаритные размеры стробоскопа не более 214,6х70,3х44,3 мм.
2.10. Срок службы, лет, 6.
3. КОМПЛЕКТНОСТЬ
3.1. В комплект поставки входят:
1) автомобильный стробоскоп СТБ 04.01 «Луч-К» - 1 шт.
2) руководство по эксплуатации - 1 шт.
3) индивидуальная упаковка - 1 шт.
4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. Для обеспечения безотказной эксплуатации прибора и безопасной работы необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
4.1.1. К работе приступать только после ознакомления с настоящим руководством.
4.1.2. При перерывах в работе провод питания со знаком «+» должен быть отключен от аккумулятора.
4.1.3. Категорически запрещается прикосновение к движущимся частям автомобиля, освещённым стробоскопической лампой и кажущимися неподвижными вследствие стробоскопического эффекта.
5. УСТРОЙСТВО ИЗДЕЛИЯ
5.1. Корпус 1 стробоскопа (см. рисунок) выполнен из двух половин, скреплённых винтами, и ободка с двумя соединёнными линзами для фокусирования светового потока лампы.
Из корпуса стробоскопа выходят шнур питания 5 и провод 6 с датчиком 2. Шнур питания заканчивается двумя зажимами. На губке зажима 4 имеется маркировка полярности «+» или изоляция красного цвета.
5.2. Основным элементом прибора является импульсная стробоскопическая лампа, вспышки которой происходят в момент появления искры в свече первого цилиндра двигателя. Вследствие этого метки, нанесённые на маховике или других вращающихся частях двигателя, жёстко связанных с коленчатым валом, при освещении их стробоскопом кажутся неподвижными (стробоскопический эффект).
Это позволяет наблюдать сдвиг между моментом зажигания и моментом прохождения поршнем верхней мёртвой точки, т.е. величину опережения зажигания на всех режимах работы двигателя, контролировать правильность установки начального угла опережения зажигания, проверять работоспособность центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания.
Сам стробоскоп при этом никакого влияния на величину наблюдаемого угла опережения зажигания не оказывает.
Датчик состоит из двух частей. Конструкция датчика постоянно совершенствуется. Все изменения конструкции не ухудшают качества изделия.
6. ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЯ К ПРОВЕРКЕ
6.1. Проверить и, если необходимо, отрегулировать зазор между контактами прерывателя. Проверить наличие меток для установки зажигания, поставленных заводом-изготовителем.
Очистить метки и отметить их белой краской или мелом, чтобы они были более заметны. Для ряда автомобилей, в качестве примера, места расположения подвижный и неподвижных меток и их характеристики указаны в Таблице 2.
Прогреть двигатель и отрегулировать обороты холостого хода, установив их минимально возможными, устойчивыми.
7. ПОДГОТОВКА ПРИБОРА К РАБОТЕ
7.1. Произвести внешний осмотр шнура питания, провода датчика и убедиться в отсутствии нарушения изоляции.
7.2. Протереть линзу стробоскопа сухой, мягкой тканью (желательно фланелью).
7.3. Для обеспечения наблюдений контрольных меток рекомендуется обозначить их мелом.
7.4. Надеть датчик 2 (см. рисунок) на высоковольтный провод, идущий к свече первого цилиндра, как можно ближе к свече.
7.5. Провод стробоскопа с зажимом 4, обозначенным знаком «+» (см. рисунок), присоединить к клемме «+» аккумуляторной батареи.
7.6. Провод стробоскопа с зажимом 3 (см. рисунок) присоединить к клемме «-» аккумуляторной батареи или корпусу автомобиля.
ВНИМАНИЕ! Недопустимо подключение стробоскопа к бортовой сети автомобиля, а также к другим источникам питания, имеющим, вследствие неисправного регулятора напряжения, напряжение свыше 15 В. Даже при неработающем двигателе и отсутствии вспышек лампы, стробоскоп через каждые 10 минут необходимо отключать от сети автомобиля не менее чем на 10 минут.
8. ПОРЯДОК РАБОТЫ
8.1. Проверку начального угла опережения зажигания и работы регуляторов опережения зажигания необходимо производить на прогретом двигателе в следующей последовательности:
8.1.1. Отсоединить трубку вакуумного регулятора от прерывателя-распределителя (в дальнейшем «распределителя»).
8.1.2. Подключить стробоскоп согласно разделу 7 данного руководства.
8.1.3. Проверить правильность установки начального угла опережения зажигания. Для этого запустить двигатель и при минимальных оборотах холостого хода осветить стробоскопом установочные метки. При правильной установке зажигания и устойчивой работе двигателя подвижная установочная метка (будет казаться неподвижной вследствие стробоскопического эффекта) совпадёт с неподвижной установочной меткой. При несовпадении меток остановить двигатель, ослабить винт (или гайку) крепёжной скобы распределителя, повернуть корпус распределителя влево или вправо на необходимую величину, повторить проверку, При совпадении меток закрепить корпус распределителя.
Если при проверке положение подвижной метки в свете стробоскопа нестабильно, то это может быть вызвано чрезмерным износом деталей привода распределителя, втулок приводного валика, заеданием рычага прерывателя на оси.
8.1.4. Проверка работы центробежного регулятора опережения зажигания. Для этого необходимо плавно увеличивать скорость вращения коленчатого вала двигателя и наблюдать за положением меток, освещаемых стробоскопом. При исправной работе центробежного регулятора подвижная метка должна плавно смещаться относительно неподвижной в сторону увеличения угла опережения зажигания. При неисправном регуляторе смещение метки будет отсутствовать или проходить рывками.
В этом случае распределитель нужно отремонтировать или заменить на исправный.
8.1.5. Проверка работы вакуумного регулятора опережения зажигания. Для этого установить обороты двигателя, соответствующие наибольшему центробежному регулированию, и, наблюдая за положением меток, подключить трубку вакуумного регулятора.
В случае исправности последнего подвижная метка должна отклониться в сторону, противоположную вращению. Если метка остаётся в той же точке, проверить капсулу разрежения распределителя и цепь трубки. Возможными причинами неисправностей могут быть неплотности соединений или засорение трубки.
Примечание. Установка начального угла опережения зажигания, проведённая с помощью стробоскопа при минимальных оборотах холостого хода, отключенном вакуумном регуляторе и исправном центробежном, должна практически совпадать с установкой угла опережения зажигания, проводимой на неработающем двигателе с помощью контрольной лампы. Если при настройке стробоскопом это условие не выполняется, а двигатель после настройки работает неудовлетворительно, то прерыватель-распределитель имеет дефекты, чаще всего – неправильная характеристика работы центробежного регулятора.
Примечание. При изменении полярности подключения стробоскоп работать не будет, к поломке его изменение полярности не приводит. При наличии в системе зажигания дефектов, приводящих к снижению высокого напряжения на свечах (трещины в изоляции, утечка по грязи, нагар на свечах и т.д.), стробоскоп может не давать вспышек или давать их с пропусками из-за недостаточного напряжения поджига на электродах импульсной лампы. Конструкция датчика постоянно совершенствуется, что не ухудшает качества работы стробоскопа.